Александр и Елена Михайловы

Александр и Елена Михайловы

Елена и Александр Михайловы — выпускники Театрального института им. Б.В.Щукина. В год их окончания института Елена в 1978 г., Александр — в 1983 г. были приняты в Центральный детский театр (РАМТ). В Центральный детский — их взяли «на хорошее положение» — герой и героиня. Они много снимались — и не только в эпизодах, а в главных ролях; и не в случайных фильмах, а в талантливых и интересных, взволновавших и зрителей и прессу: «Полёты во сне и наяву», «Михайло Ломоносов», «Поцелуй», «Формула любви», «Жизнь и любовь Александра Блока», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «Два гусара», «Июнь, Москва, Чертаново» (телефильм, где Саша снимался с А. О. Степановой), «Ромео и Джульетта» (это работа Анатолия Эфроса — Саша играл Ромео) и др.

В театре тоже всё складывалось удачно: хорошие роли, успех. Но далее для стороннего наблюдателя произошло нечто непонятное: Елена и Александр вдруг ушли из театра. В никуда. Чувствуя потребность полнее и глубже выразить себя, свою душу, они получили второе образование — богословское. Утвердиться в вере, ещё до этого, им помогли поездки в Пюхтицкий и Псково-Печерский монастыри, общение со старцами. В свободное время они частным образом занимались сольфеджио, вокалом, готовя себя к новому периоду в своей жизни и творчестве. Их пригласили на работу — Саша вёл в Клинике беседы, помогая больным преодолеть последствия стресса, Лена стала регентом в одном из московских храмов. Параллельно они готовили свой репертуар: духовные песни и песни для детей.

Они выступали (и выступают) в больницах и детских домах, в домах для престарелых, в тюрьмах. В ЦДРИ, в СТД, в Зеленограде — во Дворце культуры, в Клину, в Праге — в Русском центре науки и культуры, в Новосибирске, а также в монастырях и многочисленных приходах московских храмов.

Среди авторов их песен — неизвестные сочинители, и такие поэты, как Владимир Соловьев, Сергей Есенин; а также архидьякон Иосиф и монахиня Антония. Здесь и песни из собрания Свято — Данилова монастыря, и старинный кант, записанный со слов древних старушек.

В репертуаре их замечательного дуэта есть и концерт «Тихая моя Родина», (исполняется под гитару и в сопровождении скрипки и флейты), где звучат духовные песни и песни о России на слова В. Тредиаковского, И. Никитина, С Есенина, святителя Дмитрия Ростовского, Ф. Глинки, И. Бунина, Н. Гумилёва, В. Набокова, К. Романова, Н. Рубцова, иеромонаха Романа, а так же проза Н. Гоголя и И. Тургенева; музыка М. Щеглова, В. Щукина, А. Суханова и др.

Елене и Александру был вручен диплом лауреатов Первого Московского молодёжного фестиваля авторской духовной песни во имя святого Романа Сладкопевца «Исповедь сердца».

В одной из концертных программ Михайловых появилось нечто новое: маленький спектакль, завершающий музыкальную часть. Первый опыт прошёл удачно. Они выбрали и инсценировали близкое им по духу произведение: сказку М. Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть», сыграв каждый несколько ролей, преображаясь на наших глазах. Свой мини-спектакль они подготовили с прекрасным режиссёром, мудрым и тонким — профессором театрального училища имени Б.В.Щукина, Марианной Рубеновной Тер-Захаровой. Недавно её не стало, «Пропала совесть» — ее прощальная постановка.

Идея создания спектакля «Матренин двор» по повести А.И. Солженицына принадлежит Александру. Эту идею он вынашивал долгие годы, пока преподаватель щукинского училища, профессор В.В. Иванов не взялся за ее осуществление. Спектакль создавался почти с нуля — артисты не имели ни сценической площадки, ни средств для осуществления своей идеи. Репетиции шли то в особнячке на Арбате, то в Доме Актера, то в театре «Глас». По стечению обстоятельств, как только спектакль приближался к готовности — на площадках начинался ремонт. И вот, В.В.Иванову пришла идея — показать спектакль руководству театра Вахтангова, на малой сцене. Спектакль понравился, и было принято решение сделать окончательную редакцию и адаптировать его для постоянного показа в театре Вахтангова. Художником Максимом Обрезковым были созданы новые декорации, окончательная сценическая редакция одобрена Н.М. Солженицыной (супругой писателя) и спектакль получил новую жизнь, заняв свое место в репертуаре Театра Вахтангова.

Print your tickets