По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Дубне ежегодно проводится фестиваль искусств «Серебряная псалтирь». Его история началась в 2004 году, когда прихожане дубненского храма Смоленской иконы Божьей Матери – Елена Злобина, которая впоследствии стала директором «Серебряной псалтири», и Игорь Козлов – решили организовать фестиваль. Его духовным наставником стал настоятель этого же храма, протоиерей Виталий Шумилов.

Первоначально проект объединял в себе только 2 жанра поэзию и песню, и назывался фестивалем православной песни и поэзии, но с годами количество жанров расширилось, и он стал фестивалем искусств.

Целью проведения фестиваля стало приобщение людей, а особенно детей и молодежи к православной, традиционно русской культуре, воспитание патриотизма и любви к Родине, а также знакомство с современными авторами и исполнителями, приобщение людей к православной вере.

Всегда богатая программа фестиваля в разные годы включала в себя концерты и творческие встречи, проведение конкурса песни и поэзии, работу творческих мастерских, выставки иконописных, художественных и фоторабот на православную, патриотическую и лирическую тематику в рамках православной духовности и нравственности, показы анимационных, документальных, художественных фильмов.

С каждым годом количество желающих принять участие в конкурсах и мастер-классах росло, аудитория расширялась, размах фестиваля достиг поистине всероссийского масштаба! Что и говорить, уровень фестиваля действительно очень вырос с момента его создания. Организация конкурсов, отборочных туров, качество исполнения – все это по оценкам различных экспертов заслуживает уважения даже самых искушенных зрителей.

География участников фестиваля весьма обширна: от Калиниграда на западе до Южно-Сахалинска на востоке нашей страны, от Мурманска до Саратова. Многим зрителям запомнились и участники фестиваля из Украины, Латвии, Молдавии, Белорусии.

Почему фестиваль называется «Серебряная псалтирь»?

Серебро в христианской символике означает Церковь. Золото — солнце, источник света (Бог), а серебро — луна, отраженный свет (Церковь). Присутствие в металлическом сплаве серебра обогащает звучание музыкальных инструментов, струн, колоколов. Присутствие духовности — Духа Святого, носителем Которого на земле является Церковь — обогащает искусство.

Псалтирь — древний струнный музыкальный инструмент. Еще за 10 веков до Рождества Христова царь Израильский Давид исполнял под аккомпанемент псалтири духовные песни — псалмы.

Сборник этих песен-псалмов стал называться Псалтирью (иногда слово употребляется в мужском роде — Псалтырь). Царь Давид почитался в ветхозаветные времена как пророк. Но настоящую глубину и подлинный смысл его пророчеств можно понять только в свете христианства. Оказывается, что почти каждая строчка псалмов содержит предсказания о каких-либо событиях или истинах (догматах) Нового Завета. Псалтирь можно было бы назвать пятым Евангелием, настолько точно (хотя и прикровенно) описаны там все основные события жизни, страданий и воскресения Христа.

О поэтических достоинствах Псалтири можно судить по тому, что псалмы и цитаты из них составляют не менее трети христианского богослужения.

Псалтирь — это символ органического соединения духовной поэзии, инструментальной музыки и пения, поэтому Фестиваль получил название «Серебряная псалтирь».

Основная тема всей мировой музыки и поэзии — это любовь: мужчины и женщины, любовь к Родине, к детям или родителям, любовь к природе и т.д. Но, как бы не были возвышенны эти темы, все-таки они остаются в земной плоскости — они двумерны. Третье измерение появляется только тогда, когда поется о Боге. Любовь к Богу делает чистыми, возвышенными и любовь между мужчиной и женщиной, и любовь к Родине, и к детям, и ко всему миру. Причем, не обязательно без конца повторять слово «Бог» или наполнять все произведения религиозным содержанием. Если в душе автора или исполнителя присутствует религиозное чувство (любовь к Богу), или желание уверовать, найти Бога, или понимание бессмысленности и безысходности обыденной жизни, или, напротив радость видеть в природе и во всем мире присутствие Творца, — этого достаточно, чтобы произведение наполнилось, обогатилось, стало духовным, трехмерным: обрело глубину и высоту. Конечно, в той мере, в какой человек глубоко и искренне это переживает.

Главная цель Фестиваля — дать возможность молодежи услышать альтернативную музыку и поэзию. Тот уровень «культуры» и те «духовные ценности», которые предлагает современная эстрада, и которые, в большинстве своем, принимает молодежь, настолько занижены и извращены, что в данном случае употреблять эти слова без кавычек — просто кощунство. Ладно бы эстрада потчевала молодежь только безвкусицей и бессмыслицей, но она прививает самые низменные пороки — как современную норму жизни и, что еще хуже, приобщает к оккультизму и сатанизму. Достаточно взглянуть на внешний вид, манеру поведения и образ жизни большинства «звезд», чтобы убедиться в этом.

На концерт духовной или классической музыки «золотая молодежь», разумеется, не пойдет, а если и пойдет, то ничего не поймет — это печальный факт. Надо говорить с молодежью на знакомом ей языке. Поэтому на Фестивале будут представлены авторы и исполнители самых разных направлений, некоторые из них будут близки по форме (но не по содержанию) к современным эстрадным «стандартам». В Церкви этот принцип снисхождения, некоторых второстепенных уступок для конечной пользы души называется «икономия».

Как говорил один из древних христианских писателей Тертуллиан: «душа по природе христианка». Этим он хотел сказать, что основные христианские ценности врожденны, близки душе всякого человека, и если он не упорствует в своих заблуждениях, то душа легко воспринимает и усваивает их как родные, свойственные ей.

Хочется верить, что хотя бы немногие из тех молодых людей, которые придут на Фестиваль, не только услышат что-то новое и интересное, но и почувствуют душой прикосновение к иному духовному миру, чистому, божественному. Почувствуют то, что хотели передать им «от сердца к сердцу» участники и организаторы Православного Фестиваля.

Стихотворение Владимира Соловьева, русского религиозного философа и поэта, будет, на мой взгляд, логичным завершением этой мысли.

Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете –
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?

Священник Виталий Шумилов
духовник фестиваля «Серебряная псалтирь», 2004 г.